Thursday 18 January 2018

Лермонтов и Немотная Россия

     Тема свободы и подавления свободы проходит лейтмотивом через все творчество  М.Ю. Лермонтова.
      Ещё совсем юный Лермонтов поэтическим чутьем ощущал гнетущую обстановку несвободы в России, в которой вязнут и глохнут всякие желания мыслить, говорить, действовать:

                К чему глубокие познанья, жажда славы,
                Талант и пылкая любовь свободы,
                Когда мы их употребить не можем.
                ...                             
                Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
                Её однообразное теченье...
                И душно кажется на родине,
                И сердцу тяжко, и душа тоскует...

                ("Монолог", 1829)

        15-летний поэт понимает, что говорить открыто о таких своих наблюдениях опасно. Однако молчание означает для него моральное угнетение, рабство, приносит ему страдания, принуждая к эзопову языку:

                Там стонет человек от рабства и цепей!
                Друг! этот край...  моя отчизна!
                Ах! если ты меня поймешь,
                Прости свободные намеки;
                Пусть истину скрывает ложь;
                Что ж делать? - все мы человеки!

                ("Жалоба турка", 1829)

        Поэт задумывается, почему свобода в России осталась в прошлом:

                Сыны снегов, сыны славян,
                Зачем вы мужеством упали?
                Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
                Как все тираны погибали!

                ("Новгород", 1830)

        Но увы! Нет теперь свободы в Новгороде:

                ...  где вольности одной
                Служил тот колокол на башне вечевой,
                Который отзвонил её уничтоженье...

                ("Стихи о Великом  Новгороде", 1832)

        В прошлые времена был нужен и был слышен свободный голос поэта:

                Бывало, мерный звук твоих могучих слов
                Воспламенял бойца для битвы,
                Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
                Как фимиам в часы молитвы.
                ...
                Звучал, как колокол на башне вечевой,
                Во дни торжеств и бед народных.

         А ныне:

                В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
                Свое утратил назначенье,
                На злато променяв ту власть, которой свет
                Внимал в немом благоговенье?

                ("Поэт", 1838)

        Тема свободы показана в этих стихах с позиции поэта-романтика, поэта-мечтателя.

        Вступая в жизнь общества и наблюдая реальную обстановку в обществе окружающих его образованных и обеспеченных людей, он глазами проницательного поэта-реалиста видит результаты подавления свободы - апатию, безразличие и полное нежелание изменить жизнь к лучшему:

                Печально я гляжу на наше поколенье!
                Его грядущее - иль пусто, иль темно,
                ...
                К добру и злу постыдно равнодушны,
                В начале поприща мы вянем без борьбы;
                Перед опасностью позорно-малодушны,
                И перед властию - презренные рабы.

                ("Дума", 1838)

        Лермонтов видит, что образованные слои общества смирились и свыклись со своим рабским состоянием. Стихи проникнуты болью, печалью, недоумением, несогласием с бесплодным проживанием на земле:

                Толпой угрюмою и скоро позабытой
                Над миром мы пройдем без шума и следа,
                Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
                Ни гением начатого труда.

                ("Дума", 1838)

        Не склонен к переменам и российский народ, привыкший к установленному укладу жизни. Народ терпелив и безропотен,  считает, что так заведено, так должно быть, даже не осознавая своего рабского состояния.

        Проблемы российского общества были предметом споров и дискуссий на встречах участников известного кружка 16-ти в Петербурге в 1838-1841 г. Авторитетный литературовед Б.М. Эйхенбаум [1] пишет: "В этом кружке, по-видимому, горячо обсуждались философские и религиозные вопросы - не без влияния идей Чаадаева."

        В статье видного лермонтоведа Э. Найдича убедительно показана [2] тесная духовная связь Лермонтова с другом Пушкина, зачинателем философии в России П. Я. Чаадаевым. Мало кто из современников так знал, понимал и разделял идеи Чаадаева, как Лермонтов, особенно после гонений властей на Чаадаева за "Философические письма" и неприятия даже друзьями ряда идей, изложенных в этих письмах. Найдич доказывает, что именно П. Я. Чаадаеву посвящены стихи Лермонтова:

               Великий муж! здесь нет награды,
               Достойной доблести твоей!
               Ее на небе сыщут взгляды
               И не найдут среди людей.

               ("Великий муж! Здесь нет награды...", 1836)

        В стихотворениях Лермонтова о России, его заметках о национальном развитии страны, обнаруживается соприкосновение с воззрениями Чаадаева. Найдич приводит целый ряд примеров, когда мысли поэта, совпадающие с чаадаевскими, воплощались и были развиты Лермонтовым в стихах "Монолог", "Спор", "Родина", "Дума". Найдич особо отмечает: "В стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840 или 1841) за точным определением «страна рабов, страна господ» следуют «голубые мундиры», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Что касается горьких слов «и ты, им преданный народ» (в другом списке «и ты, покорный им народ»), то они перекликаются с одним из афоризмов Чаадаева: «Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.»"

         Между тем, известно еще и такое высказывание П.Я. Чаадаева: "Я поражался немотой наших лиц." Вероятнее всего, именно это вдумчивое наблюдение Чаадаева, которого Лермонтов почитал своим духовным учителем, было схвачено, развито и преобразовано Лермонтовым в поэтический образ "Немотная Россия". Лермонтов увидел, что немота лиц - только внешнее проявление глубинной, всепроникающей немоты российского общества, которая представляет собой наиболее характерную, наиболее значимую и устойчивую черту России, определяющую её судьбу на многие годы. Очень возможно, что в оригинале стихотворение выглядело так:

               Прощай, немотная Россия,
               Страна рабов, страна господ,
               И вы, мундиры голубые,
               И ты, послушный им народ.
               Быть может, за стеной Кавказа
               Укроюсь от твоих пашей,
               От их всевидящего глаза,
               От их всеслышащих ушей.

        Стихотворение представляет собой логическое развитие ранних размышлений поэта о состоянии российского общества, четко сформленное под влиянием идей Чаадаева.

        "Немотная" - это главное, ключевое слово стихотворения. Оно объединяет, связывает, скрепляет остальной текст. Немота и рабство нерасторжимы. Немота - необходимое условие рабства и свидетельство рабства. Всего два слова "немотная Россия" - и это уже образ, по-лермонтовски точный, информационно и чувственно насыщенный, понятный даже без последующих семи строк; образ, в котором суть России и корень российских бед. Остальные строки - это детализация образа. Как известно, немота - это врожденная или приобретенная неспособность говорить; немотный-тихий, безмолвный. Лермонтов не считает немоту России врожденной. Немота николаевской России - результат целенаправленных действий голубых мундиров, пашей, с целью не допустить распространения свободомыслия и сохранить народ безропотным, послушным, не сознающим своего рабства, удобным для управления. Поэт надеется укрыться за стеной Кавказа от тотальной слежки, установившейся в России и невыносимой для свободного поэта.

        Лермонтовед и библиограф О.В.Миллер отмечает: "Посетив Россию в 1839 году, французский путешественник А. де Кюстин писал: "Я видел в России людей, краснеющих при мысли о гнёте сурового режима, под которым они принуждены жить, не смея жаловаться; эти люди чувствуют себя свободными только перед лицом неприятеля; они едут на войну в глубине Кавказа, чтобы отдохнуть от ига, тяготеющего на их родине" [3]. Далее Миллер пишет: "Удивительно, насколько эти строки созвучны стихотворению Лермонтова." Добавим, что в этой же книге де Кюстин замечает: "Россия - нация немых" и пишет о немоте вельмож, которые боятся говорить, опасаясь доносов - т. е. они, по сути, тоже рабы.

        Известно, что эпоха Николая считается одним из самых мрачных периодов российской истории. В начале царствования Николай I отправил на виселицу пятерых декабристов, а сотни других - на каторгу. После жестокой расправы с декабристами он учредил Корпус Жандармов, чтобы более не допускать антиправительственных действий. В 1826 году вышел цензурный устав, по которому запрещалось печатать всё, что имело какую либо политическую подоплеку [4]. В конце правления Николая был приговорен к смертной казни 21 человек по делу петрашевцев, в том числе Ф.М. Достоевский "За чтение и недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма Белинского Гоголю" (1849). Расправляясь с образованными людьми, патриотами, думающими о лучшем, более справедливом обществе, об отмене позорного крепостного права, Николай добивался бессловесности, молчаливой покорности, немоты народа. В условиях слежки и доносов в стране установилась гнетущая обстановка оцепенения, безразличия, апатии, так образно изображенная Лермонтовым в "Думе".

        История подтвердила, насколько глубоко и точно Лермонтов определил наиболее характерную черту, сущность России.

        Спустя столетие после гибели Лермонтова Россия по-прежнему страдает немотой. В книге "Записки об Анне Ахматовой" Л.К. Чуковская рассказывает, что во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, Анна Ахматова в кругу друзей прочитала свои стихи "Родная земля" и спросила, что мы думаем о возможности напечатания. Лидия Корнеевна отвечает: "Я опасаюсь глагола "немотствовать". "Хворая, бедствуя, немотствуя на ней"... "Почему же немотствуя - спросит редактор. Хворая, ну люди всюду и везде хворают. Бедствуя - ну это война, немцы виноваты. А немотствуя? Наш строй, как известно, обеспечивает гражданам свободу слова. Впрочем, редактор и цензор могут, на счастье, и не догадываться, что означает - немотствовать. Русского языка они ведать не ведают, им знакомы 300 газетных слов, остальные в тумане." Заметим, что стихи "Родная земля" были опубликованы лишь в 1968 году, через 26 лет после прочтения, что подтверждает немоту России, а не декларируемую свободу слова.

        Один из явных, наглядных показателей российской немоты - эмиграция. От Курбского, Герцена, Огарева до последующих нескончаемых волн эмиграции. В мировой истории не было ничего подобного "философским пароходам", когда несколько сот наиболее образованных ученых, профессоров, экономистов, юристов, философов, врачей, инженеров, литераторов были высланы из страны. Троцкий сказал, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно. Высланным, как оказалось, еще повезло - вскоре стали арестовывать и расстреливать практически без повода.

        Прощание с Россией написано в характерном для поэта стиле - размышление, монолог, разговор с собой, как и все приведенные стихи - "Новгород", "Монолог", "Поэт", "Дума". Здесь ответ на вопросы, которые ранее задавал себе Лермонтов. Почему "душно кажется на Родине", "зачем вы мужеством упали", почему "поэт свое утратил назначенье", почему "его грядущее иль пусто, иль темно"? И вот ответ: потому, что Россия больна, покалечена немотой. Это уже не взгляд поэта-романтика, а сформулированный мыслителем вывод из своих раздумий, неутешительный диагноз современного состояния российского общества, которое не созрело для перемен, для свободы. Ранее он писал об отдельных проявлениях рабства "там стонет человек от рабства и цепей!", "мы ... перед властию - презренные рабы". Здесь Лермонтов впервые называет всю Россию страной рабов, страной господ. Но это не "гневная инвектива" и не "обращение к официальной России", а прощание с любимой, но пораженной тяжким недугом Родиной, в которой нет места свободному думающему поэту. Ему отказали в отставке, отняв возможность посвятить себя литературе - делу, для которого он был рожден. В этих стихах - печаль, боль и сострадание гражданина, понимающего невозможность изменить свою страну. Ему остается только "укрыться за стеной Кавказа" от вездесущих глаз и ушей. Позднее, в 1841 г. на Кавказе, он напишет: "Я ищу свободы и покоя, я б хотел забыться и заснуть..."

        Биограф Лермонтова П.А. Висковатов считал, что стихи написаны поэтом перед отъездом на Кавказ в 1841 г. "в досаде на некоторых недоброжелателей не допустивших его отставки." Эта дата приводится и в Лермонтовской энциклопедии. Известный литературовед Г.П. Макогоненко полагает [5], что "досада - более чем наивное объяснение появления стихотворения" и приводит мнение Эйхенбаума, что "стихотворение связано с обнаружением кружка шестнадцати и высылкой всех членов этого кружка на Кавказ в 1840 году". Макогоненко считает, что Лермонтов, написавший проникновенные стихи о любви к Родине в начале 1841 г. не мог "спустя три-четыре месяца сочинить "инвективу" о "немытой России". Поэтому Макогоненко предлагает датировать стихи 1840-ым годом, когда Лермонтов попал в руки "голубых мундиров" за дуэль, был арестован и выслан на Кавказ. Однако вряд ли арест поэта за дуэль и ссылка на Кавказ вдохновили его на стихи. Дуэли наказывались, но если бы жандармы эффективнее боролись с дуэлями, то вероятно Пушкин и Лермонтов жили и творили бы еще многие годы. Высылка членов кружка на Кавказ - тоже вряд ли достаточная причина назвать Россию "страной рабов, страной господ". Основания для создания стихотворения связаны не столько с личностями, сколько с мыслями о судьбе Родины. Ю.Ф. Самарин, общественный деятель, философ записывает в дневнике [7] мнение Лермонтова о современном состоянии России: "Хуже всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого." Сравните с приведенной выше фразой Чаадаева: "Горе народу..."

        Э. Найдич, указывая на прямую связь стихотворения с идеями Чаадаева [2], не высказывает свое отношение к датировке (1840 или 1841). Между тем, споры о путях развития России велись в кружке 16-ти и, очевидно, оживились с приездом из Европы в 1839 г. участника кружка И.С. Гагарина, хорошо знавшего Чаадаева. Ссылаясь на работы Э. Герштейн, Найдич пишет: "Общение в кружке помогло Лермонтову кристаллизовать свои взгляды на судьбы России." Весной 1840 г. участники кружка были направлены по разным местам службы. К началу мая 1840 г., когда Лермонтов прощался с друзьями в доме Карамзиных перед отъездом на Кавказ, кружок уже распался [6]. Логично сделать вывод, что стихи были написаны в 1840-м году, как итог дискуссий в кружке о судьбе родины под влиянием идей Чаадаева. Поводом же была ссылка поэта и расставание с друзьями по кружку.

        В литературе до и после Лермонтова показаны неприглядные стороны российской жизни - гнет властей и произвол чиновников - "в России две беды - дураки и дороги", "В судах черна неправдой черной ... , безбожной лести, лжи тлетворной ...и всякой мерзости полна" (А.С. Хомяков), "В России чтут царя и кнут" (А. Полежаев) и др. Лермонтов же указал на стержневую проблему России - немоту общества, невозможность открыто и громко сказать о пороке, без чего порок не может быть исправлен. Позднее Салтыков-Щедрин напишет: "При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются."

        Россия, изображенная в произведениях Радищева и Гоголя, Полежаева и Салтыкова-Щедрина, Некрасова и Достоевского, точно и зримо определяется по Лермонтову одним словом - немотная.

        Выводы:

  • Это стихотворение - результат развития ранних раздумий поэта о судьбе родины и плод дискуссий в кружке 16-ти, созревший под влиянием идей П.Я. Чаадаева.
  • Определение "немотная Россия" точно соответствует теме стихотворения и тесно связано с его последующими строками.
  • Немота России для поэта - трагедия, самая болезненная для него грань российской действительности. Без свободы слова нет возможности творчества для мыслящего поэта. Поэтому тема подавления свободы слова, немоты общества - основная в гражданской лирике Лермонтова.
  • В определении "немотная Россия" Лермонтов показал наиболее характерную черту, сущность, корень всех бед и неразвитости общественного сознания России.

         История подтвердила точность лермонтовского определения России.

Ссылки:


  1. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М., Л., 1961, с. 98.
  2. Найдич Э. Э. Этюды о Лермонтове, И все-таки Чаадаев. СПб, Худ. Лит. 1994, с. 81, 88-93.
  3. Миллер О.В.  Кто прощался с немытой Россией уезжая на Кавказ? 2008.
  4. Николай I, Википедия.
  5. Макогоненко Г. П.  Пушкин и Лермонтов.  1987,  с. 304-307.
  6. Герштейн Э. Г.  Судьба Лермонтова,  Кружок 16-ти, Ч 1.
  7. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Наука, М-Л,  1964, с. 146,155,157.

No comments:

Post a Comment